Продолжить просмотр объявления "Старинная расписная прялка. Русский Север, Поважье, 1907 год"?
Продолжить просмотр
У вас есть что-то, что вам не нужно? Разместите объявление совершенно бесплатно!
Leboard.ruВыбор пользователей Яндекс– Выбор пользователей по данным Яндексаi Знак “Выбор пользователей” получают сайты с высокой степенью вовлечённости и лояльности пользователей по данным Яндекса
open chatПодать объявлениевверх

Старинная расписная прялка. Русский Север, Поважье, 1907 год

15 000 ₽это на 40% дешевле, чем в магазинах
Старинная расписная прялка. Русский Север, Поважье, 1907 год
Старинная расписная прялка. Русский Север, Поважье, 1907 год в Санкт-Петербурге
Старинная расписная прялка. Русский Север, Поважье, 1907 год в Санкт-Петербурге фото 3
Старинная расписная прялка. Русский Север, Поважье, 1907 год в Санкт-Петербурге фото 4
Старинная расписная прялка. Русский Север, Поважье, 1907 год в Санкт-Петербурге фото 5
Старинная расписная прялка. Русский Север, Поважье, 1907 год в Санкт-Петербурге фото 6
Старинная расписная прялка. Русский Север, Поважье, 1907 год в Санкт-Петербурге фото 7
Старинная расписная прялка. Русский Север, Поважье, 1907 год в Санкт-Петербурге фото 8
Старинная расписная прялка. Русский Север, Поважье, 1907 год в Санкт-Петербурге фото 9
Старинная расписная прялка. Русский Север, Поважье, 1907 год в Санкт-Петербурге фото 10
Старинная расписная прялка. Русский Север, Поважье, 1907 год в Санкт-Петербурге фото 11
Старинная расписная прялка. Русский Север, Поважье, 1907 год в Санкт-Петербурге фото 12
Старинная расписная прялка. Шенкурская* (важская) роспись, Русский Север, Поважье, 1907 год.
Материал: дерево, шенкурская (важская) роспись.
Размеры:
Высота - 91 см.
Длина основания - 53 см.
В центре прялки изображение древнего славянского солярного символа «свастика».
В отличном коллекционном состоянии, без реставрации. Представляет историко-художественную и коллекционную ценность!

*Шенкурская роспись
Самобытная, яркая роспись, которая родилась на просторах Поважья, шенкурская, или как ее еще иногда называют важская, в первую очередь прялочная роспись. Расписную важскую прялку обычно покупал отец для своих дочерей, вступавших в возраст невест. Выборы невесты, как правило, проходили на вечеринках, начинавшихся с праздника Покрова. Сюда девушки приходили с работой, с прялками. В темной избе, освещенной слабым светом лучины или керосиновой лампы, яркая нарядная прялка привлекала к девушке внимание16.
Самые ранние датированные расписные прялки, дошедшие до нашего времени, относятся к шестидесятым годам XIX в. и их количество еще было незначительным17. К концу XIX века значительно увеличилось количество изготавливаемых важских прялок и «маляров» их расписывающих, а подлинным расцветом их производства можно считать 20-е года XX в. После чего, в тяжелые 30-е и 40-е годы это ремесло постепенно угасло.
Слово «маляр» происходит от немецкого «maler», что означает живописец. Впервые оно было употреблено в русском языке в 1665 году18. В конце XIX века малярами называли ремесленных живописцев, занимавшихся росписью, окраской, разделкой окрашенных поверхностей «под дерево», разрисовкой узоров и надписей через трафарет19.
Первые маляры, иконописцы и живописцы, занимавшиеся малярными работами, письменные источники фиксируют в 60-е годы XIX века20, в это время появились и первые маляры в окрестностях Шенкурска, в том числе и в деревне Литвиново21, где и сегодня работает художественная мастерская ТОС «Рукомесло». В 90-е годы появляются первые мастера и в Глубоковке22, давшей название одному из видов шенкурской росписи.
Шенкурская роспись, как было выяснено в процессе ее изучения, имела полицентричный характер23, то есть не было единого центра ее формирования. И к началу двадцатого века уже сформировался особый стиль шенкурской росписи и образовались четыре центра: шеговарский, едемский, паденьгский и глубоковский.
Расписные прялки Поважья отличаются яркостью, узорностью, декоративностью. На красно-оранжевом или ярко-оранжевом фоне лопасти прялки красуются три цветка-розетки в обрамлении изогнутых листьев, бутонов, более мелких цветов, и при этом каждая прялка неповторима, так как варианты декоративных разделок бесконечно разнообразны24. В росписях важских прялок варьируются образы вечного обновления природы: бутоны, переходящие в цветы, цветы, рождающие плоды, и плоды, снова дающие жизнь25. При этом шенкурские росписи в отличии от росписей в свободной кистевой манере, несмотря на свою орнаментальность, очень графичны, поэтому при их росписи требуется особая тщательность, можно даже сказать каллиграфичность26.
Крестьянские маляры в этом районе Поважья расписывали помимо прялок и другие бытовые предметы: детские игрушки, детали ткацких станков, бондарную посуду, праздничные дуги, берестяные корзинки27. А их товары разлетались по всей округе благодаря Сретенской и Евдокиевской ярмаркам.
Местоположение
Санкт-Петербург, Россия
Показать на карте
Более месяца назад, 59 просмотров Пожаловаться